Продленка в школе в 2020-2021 году

Продлёнка, группа продлённого дня. 45 лет назад  так назвали организованные группы школьников, в  которых после уроков  дети могли заниматься и важными (выполнение заданий на дом), и интересными ( кружки по интересам, секции, организованные прогулки) делами. Кто не помнит игры в футбол или классики в школьном дворе? А общественно-полезный труд в виде уборки школьной территории или классного помещения? А поход всем классом в кино или в парк? Всю эту, где обязательную, а где-по желанию, деятельность, называли ёмким и всем понятным словом-продлёнка.

Немного истории

В конце 50-х годов учёные мужи и партийные деятели всерьёз задумались о предупреждении безнадзорности школьников и проблеме работы с детьми во внеурочное время. Была разработана  система мер, необходимых для урегулирования проблемы. Было решено привлекать к внеурочным занятиям с детьми партийных и комсомольских работников. Телерадиовещание было призвано создать  целый цикл передач, пропагандирующих и объясняющих необходимость организации занятий с детьми после уроков. Вёлся учёт не учащихся и не работающих подростков. Тогда же создавались детские комнаты милиции и родительские комитеты. Учителей обязали оставаться после уроков для проведения времени и работы с детьми. Услуга была платной, причём, оплачивалась родителями,которые не очень-то были этим довольны.

В 1960г в штат школы были введены должности воспитателей, которые  по значимости, оплате и льготам  были приравнены к учителям и занимались организацией  занятий с детьми после уроков.

Плюсы и минусы продлёнок

Будет или нет ребёнок посещать группу продлённого дня-решать родителям. У кого-то есть время для послеобеденных занятий с детьми. Его хватает и на домашнюю работу, и на кружки, и на прогулки. А для кого-то продлёнка-настоящая находка и спасение: родители работают, бабушки рядом нет. Ребёнок присмотрен, накормлен, выгулян. Да и психологи считают, что лет до 10 ребёнку лучше будет заниматься в организованной группе, среди сверстников. Также в совместных занятиях, будь то кружки по интересам и секции или прогулки, дети приобретают новых друзей и учатся взаимодействовать в социуме, что немаловажно.

Большой «минус», по мнению части родителей, это то, что в продлёнке ребёнок должен проводить слишком много времени. И ещё: не всегда устраивает «столовская» еда.

Продлёнка сегодня и в ближайшие годы

В настоящее время статус и специфика групп продлённого дня несколько видоизменились. Законом РФ «Об образовании» продлёнка  приравнена к инструменту для присмотра и ухода за  ребёнком. Образовательная и воспитательная функции, по умолчанию, упразднены. Итак, основными задачами продлёнки считают:

  • пребывание ребёнка после основных уроков в школьных помещениях, которые соответствуют гигиеническим нормам и нормам безопасности;
  • безопасные условия для разнообразного и активного отдыха (на улице);
  • работа с детьми ведётся квалифицированными специалистами;
  • обязательное выделение времени для выполнения домашних заданий;
  • организация для детей разнообразного и интересного досуга.

Нахождение ребёнка в группе продлённого дня регламентировано по времени: обычно не позже, чем до 18часов. Ребёнок может находиться в группе и меньшее количество времени.

Услуга платная. Оплата может производиться фиксировано, не зависимо от того, меньшее  или большее количество часов ребёнок проведёт в продлёнке.

Виды занятий в продлёнке

Что предложить ребёнку после основных занятий, школы определяют сами. Это могут быть различные творческие кружки и студии. Воспитатель может вести кружок самостоятельно, а может лишь сопровождать группу детей к месту проведения занятий и встречать их. Как правило, за  дополнительные занятия берётся отдельная плата.

Выполнение заданий на дом не входит в обязательный перечень, если время нахождения в продлёнке  невелико. В обязанности воспитателя не входит обязательное проведение подготовки и проверки готовности заданий. Вся ответственность за полноту и качество выполненных домашних заданий лежит на ребёнке, а ответственность за проверку самостоятельно выполненного-на родителях. Очень хорошо, если функцию воспитателя в данной ситуации выполняет классный руководитель. Он может проверить качество, что-то подсказать, объяснить. Если же воспитатель является приходящим, то всё-таки «минусом» становится долгое пребывание в продлёнке: уроки, как правило, приходится доделывать дома, а ребёнок к вечеру устаёт физически и психологически.

Если же продлёнка заканчивается поздно, то время на подготовку должно быть выделено обязательно.

В настоящее время проходят многочисленные дискуссии, споры среди родителей и педагогических работников, администраций школ в попытке найти «золотую середину» между обязательством школ соответствовать изменённым стандартам и потребностями детей и их родителей, собственно, тех, ради которых разрабатываются и активно внедряются эти стандарты. Школа для детей или дети-для школы? На этот вопрос готовится ответить общество в ближайшие год-два. В настоящее время обсуждается вопрос корреляции качества обучения и использования различных инструментов воспитания и обучения школами в своей деятельности, в том числе и внеурочной.

Оплата: нюансы

Поскольку школьные группы продлённого дня несут в настоящее время функции организации и обеспечения безопасности время провождения ребёнка после уроков, то денежные средства, выделяемые бюджетом, направляются именно на данную деятельность. Всё, чем дополнительно заняты дети после уроков, оплачивается за счёт родительского бюджета. Каких-то определённых законодательством «ценников»  не существует. Поэтому школа сама определяет размер оплаты за дополнительные занятия.

Какие изменения ждут продлёнку в 2020-2021 годах?

 В 2020-2021гг планируется полностью вывести школы на «самоокупаемость». Тогда  учебные учреждения смогут сами решать,исходя из своего бюджета (а у всех школ он разный), на какие дополнительные занятия тратить деньги. Школы по своему усмотрению решают, брать плату за полный день, не зависимо от количества часов, которые ребёнок проведёт в группе продлённого дня, или назначать  почасовую оплату. В различных областях Российской федерации цены на продлёнку разнятся: от 2000 до 8000 рублей.

Существуют льготы для некоторых категорий семей (многодетные или малообеспеченные семьи, матери-одиночки), оплачивающих пребывание ребёнка в группе продлённого дня и питание ребёнка  в школе. В 2020-2021гг планируется расширение данных категорий. В некоторых российских городах до сих пор сохраняется  бесплатная продлёнка,  причём, изыскиваются возможности для того, чтобы оставить её бесплатной и далее.

С полным переходом на хозрасчёт, возможно, для всех школ будут лимитированы бесплатные 2 часа нахождения ребёнка в группе продлённого дня.

Кстати, СанПины предписывают группы продлённого дня для первоклассников только с обязательным дневным сном, что также планируется привести в соответствии с законодательством и обеспечить исполнение.

Каков выход для родителей? Помнить, пока общество в лице законодательной власти и институтов образования ищут «золотую середину» в попытках сделать процесс обучения и воспитания детей хотя бы приближенным к идеальному, родителям необходимо понимать, что вся ответственность за качество и полноту обучения, дополнительное развитие, здоровье и прочность нервной системы ребёнка лежит на них. Пока приспосабливаться к обстоятельствам, находить для ребёнка время. И надеяться, что всё-таки баланс удовлетворения потребностей и желаний между школой и семьёй будет налажен.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *